Крещение Детей и Божья Суверенная Благодать


Пастор Рональд Хэнко


И хотя наши маленькие дети не понимают этих вещей, мы не должны по этой причине лишать их крещения, ибо как они без своего на то ведения, разделяют вину и осуждение в Адаме, таким же образом,  они снова принимаются по благодати во Христе.


Этот отрывок из Порядка Совершения Крещения, которым пользуются Реформатские церкви, очень хорошо обобщает суть того, что мы хотим здесь показать, а именно, что крещение младенцев является необходимой составляющей учения о суверенной благодати, и что отвержение практики крещения младенцев является, по сути, отрицанием суверенной, непреодолимой и действенной благодати.

Аргументация Формы Совершения Крещения основана на истине, что Бог может спасать младенцев, и в действительности спасает их, о чем свидетельствует Писание (Пс.138:13, Иер.1:5, Лук.1:15, Мар.10:13) 

Если они могут иметь спасение, то могут получать и крещение, в знак спасения. Сказать, что они не могут иметь знак, в то время как они могут иметь спасение, на которое указывает знак, является, по крайней мере, непоследовательностью.

Баптисты, конечно,  возразят, что в начале человек должен засвидетельствовать свое возрождение, а потом уже получить знак. Вера, настаивают Баптисты, должна предшествовать водному крещению. Согласно представлению Баптистов, водное крещение должны получать только верующие. Итак, в основе Баптистского учения лежит представление, что вера должна предшествовать водному крещению. 

Это учение основано на неверном толковании в частности следующего отрывка:

Мар.16:15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Эти стихи, однако, не говорят, что вера должна предшествовать крещению, так же как ни один другой отрывок из Писания этому не учит. Аргумент, что здесь дается порядок в этом отрывке, на самом деле лишен всякой силы. Это верно, что вера в этих стихах упоминается прежде крещения. Этот порядок важен. Но это не является доказательством того, что порядок является хронологическим, то есть, вначале вера, затем крещение. Данный отрывок не говорит: «Кто будет веровать и затем креститься, спасен будет». Баптисты предполагают, что отрывок подразумевает «затем», но отрывок этого не говорит. Порядок в Мк. 16:15-16, является порядком приоритетности, то есть, - вера важнее, чем крещение, с чем мы все согласны.

Следуя Баптисткой логике, с таким же успехом можно вывести из 2-го Петра 1:10, что призвание предшествует избранию, потому что призвание («звание») упоминается в этом отрывке первым. На самом деле, следуя Баптистской логике, хронологический порядок в Мк. 16:15-16 должен быть:  - вначале вера, затем крещение, и только потом,  спасение, ну а с таким порядком ни один Баптист, читающий Писание, не смог бы  смириться. Таким образом, все, что доказывает Мк. 16:15-16, - это то, что крещение и спасение имеют тесную взаимосвязь.


Главная мысль из Формы Совершения Крещения, однако, заключается в том, что младенцы получают спасение «без (своего) ведения». Таким образом, Форма связывает практику крещения младенцев с учением о суверенной благодати.

То, что младенцы получают спасение, без своего на то ведения, является очевидным. Но это только значит, что нет другого пути спасения для младенцев, кроме как по суверенной благодати Божьей. Они ведь не могут откликнуться на призыв евангелия, проявить спасительную веру, принять решение, или совершить какие либо дела, и потому могут быть спасены только одной суверенной благодатью Божьей. Таким образом, спасение младенцев, является ярким примером спасения по благодати только.

Более того, спасение младенцев демонстрирует, показывает то, что является истинным о спасении всякого грешника, которого спасает Бог. Мы все должны уподобиться маленьким детям, чтобы войти в царство небесное, то есть, нам надлежит спастись точно так же, как получает спасение маленькое дитя, то есть, без того, чтобы мы сделали, что-либо для нашего спасения. 

Многие из Баптистов в это верят. Придерживаясь учения о благодати и веруя во всевластие Божье в спасении грешников, они настаивают, как и мы, что Бог всегда первый в деле спасения. Вера, таким образом, не является чем-то, что предшествует спасению, но сама является частью дара спасения (Еф.2:8-9). Вера – это не то, что мы производим от себя, чтобы спастись, а является даром, которым Бог наделяет нас в спасении.

Однако, те же Баптисты, которые настаивают, что вера не может предшествовать спасению, говорят, что она должна предшествовать знаку спасения. Как непоследовательно! Не должен ли знак отражать реальность? Если вера не является необходимым условием, которое мы должны выполнить, будучи мертвыми, по грехам и преступлениям, прежде чем Бог может начать спасать нас, то знак должен это отражать. И крещение младенцев это демонстрирует.

Истина конечно же состоит в том, что никто не получает спасение из-за того, что вначале взял и уверовал в Евангелие. Спасение обретается через веру, но не после акта веры. Иначе, при такой схеме вера становиться делом, и  таким образом благодать Божья упраздняется и человеку есть чем хвалиться перед Богом, то есть своей верой, благодаря которой он якобы спасся. И таким образом в противоречии Писанию, человек может хвалиться перед Богом своей верой, как чем-то, благодаря чему он получил спасение. На самом деле, когда мы веруем, это происходит потому, что Бог уже начал Свое дело спасения в нас. Несмотря на это, те же Баптисты, которые верят в спасение по суверенной благодати Божьей, говорят, что получение человеком знака спасения зависит от его или ее веры! Он или она, может получить спасение без своего на то ведения, то есть, прежде чем  обретет способность откликнуться с верою, и еще, будучи мертвым в грехе, но человек не имеет права получить знак этого же спасения тем же образом. 

Мы конечно же не отрицаем, что иногда водное крещение следует за исповеданием веры. В случае обращения взрослых людей так часто и происходит (но даже в этих случаях, это свидетельствует о том, что они вошли в царство как малые дети). Мы только говорим, что нет необходимости, чтобы так было во всех случаях. Сама идея, что грешник должен уверовать до получения знамения спасения и вхождения в спасение является явным Арминианством – то есть, учением, которое отвергает спасение по благодати. Это должно быть ясно всякому, кто понимает доктрины благодати.

Это становится еще яснее, когда мы понимаем, что водное крещение является всего лишь знаком крещения. Настоящее крещение это омытие грехов кровью Иисуса Христа (Рим. 6:3, Кол. 2:12, Тит 3:5). Настоящее крещение не является чем-то зависящим от нашего отклика веры, и даже не следует после нашего акта верования, но происходит «без нашего на то ведения». В действительности, истинное крещение осуществилось главным образом уже на кресте, задолго до нашего рождения (Рим. 5:8). Насколько же должен соответствовать знак реальности.

Не только это, но мы также получаем настоящее крещение, омовение грехов наших, в момент нашего возрождения в семью Божью. В это время мы все еще «младенцы» в понимании и послушании (Евр. 5:12-14). Почему же мы должны удивляться, тому, что дети верующих родителей получают знак крещения во время своего первого рождения, еще будучи младенцами?

Крещение, являясь знаком спасения должно отражать характер этого спасения, в особенности тот факт, что оно есть дар свыше и только свыше, то есть по благодати. Крещение является чудесным и прекрасным символом, когда его получают младенцы. В действительности наше убеждение таково, что только учение о крещении младенцев сочетается с доктринами благодати и отражает истину, что спасение по благодати только, без дел, чтобы никто не хвалился. Какая прекрасная картина, иллюстрация спасения по суверенной благодати, когда крошечный младенец, даже не осознавая, что сейчас с ним происходит, получает знак Божьей благодати и спасения через кровь Иисуса Христа! Также как этот младенец получает спасение «без своего на то ведения»,  таким же образом он получает крещение, в знак того спасения, дарованного ему «без его на то ведения».

Все это указывает на причину, почему Марк 10:13-16 иногда используется в качестве доказательства практики крещения младенцев, хотя этот отрывок вовсе не упоминает крещение. Дети, которых приводили к Иисусу, были младенцами (греческий термин доказывает это, так же как-то, что их «приносили» к Нему). И вне всякой возможности, получить какой-либо отклик веры от них, Господь Славы дарует им спасение; ибо, что еще это может означать, когда приносимых к Нему младенцев, Он принимает и благословляет? Что еще может означать благословение от Спасителя, кроме как само спасение? Аргумент таким образом, основан на том, что поскольку эти младенцы получили спасение от Него, то и в знаке этого же спасения не должно отказывать им. Как можно отказать им в этом? 


Бельгийское Исповедание Веры использует тот же аргумент. В 34-ой Статье говорится: «И воистину Христос пролил Свою кровь не в меньшей степени для омытия детей верующих, чем Он это сделал для  взрослых; посему и они должны получать знак и таинство того, что Христос совершил для них»

Таким образом, когда младенец получает крещение, это должно совершаться на каком-то другом основании, чем его или ее отклик на обещание Евангелия. Младенец не способен на такой отклик. В действительности, его или ее надлежит крестить на основании Божьего обетования быть Богом своему народу и их детям (Быт. 17:7, Деян. 2:39). По обетованию Божьему мы можем ожидать отклик от своих детей позже в их жизни, но ни их спасение, ни получение знака к этому спасению не зависит от их отклика. 

Это обетование не означает, что каждый крещеный ребенок спасется. И причиной для верующих родителей крестить своих детей, является не тщетное предположение, что все их дети спасутся. Но истинным основанием крещения младенцев является ОБЕТОВАНИЕ, которое Бог дал верующим, что Он будет Богом им и детям их (Быт. 17:7, Деян. 2:39). По этой причине, верующие родители ожидают, что Бог соберет Своих избранных среди их детей, и потому они крестят детей своих с уверенностью в том, что верен Обещавший, и что Он так же совершит обещанное.

Но для чего крестить всех наших детей, зная, что не все спасутся? По той же причине, по какой мы проповедуем им евангелие. Верующие родители крестят всех своих детей, потому что понимают, что крещение является как бы видимым евангелием, которое произведет тот же двойной результат среди их детей, что и проповедь евангелия, по Божьему изволению в предопределении. Крещение, верят они, подобно евангелию будет использовано Богом во спасение тех из детей, что являются избранными и, к осуждению остальных.

Таким образом, крещение младенцев учит нас, что спасение не зависит от нас, но зависит от суверенной благодати Божьей, Который дарует спасение грешникам так  же, как они осуждаются в Адаме, то есть, без их, на то ведения.